Что такое МЧД и для чего она нужна
Повсеместная цифровизация предполагает внедрение новых форм работы с документацией. Одной из них является машиночитаемая доверенность (МЧД), призванная заменить бумажный аналог на подписание документов. Она представляет собой файл формата xml, который содержит информацию о доверителе, представляющем его лице и полномочиях, которыми оно наделяется. Основная задача, которую должна решать МЧД, заключается в подтверждении права физлица (сотрудника) подписывать электронную документацию от имени юрлица (организации).
От скана бумажной доверенности она отличается не только форматом, но и требованиями к содержанию. Данные из файла считываются системой автоматически, что со сканом сделать нельзя. В силу специфики машиночитаемой доверенности работа с ней требует особого инструментария. Специализированный сервис создания МЧД обеспечивает всестороннее комплексное управление электронными доверенностями компании. Переход на новый формат начался с 1 сентября 2023 года, когда сотрудникам перестали выдаваться сертификаты с реквизитами юридических лиц. По мере истечения срока действия старых экземпляров будет применяться машиночитаемая доверенность совместно с сертификатом физического лица.
Началом применения МЧД считается март 2022 года, когда поменялись правила использования электронной подписи, в частности, изменился ее тип. Введение в эксплуатацию новых доверенностей было аргументировано соображениями повышения безопасности применения ЭП в организациях. До этого слабым местом электронной подписи была возможность использования третьим лицом дубликата закрытого ключа директора. С введением МЧД такая уязвимость исчезла, поскольку этот документ содержит только данные о работнике, но не о компании, которую он представляет. Формированием машиночитаемых доверенностей занимается аккредитованный удостоверяющий центр электронной подписи, представляющий собой организацию, уполномоченную выпускать сертификаты ЭП. Не все удостоверяющие центры обладают своей разработкой сервиса МЧД.
Согласно нормативам, установленным Минцифры РФ, содержание МЧД является строго регламентированным. Оно должно включать в себя данные о самой доверенности (наименование, номер, срок действия), информацию о физическом или юридическом лице, выступающем в роли доверителя, и об его уполномоченном представителе. Также нужно указать о возможности передоверия. Документ подкрепляется электронной подписью. На данный момент единый формат МЧД имеет рекомендательный характер и находится на стадии разработки. Вполне возможно, что он будет претерпевать изменения по мере развития системы.